Герои нашего времени

09.05.2015. Рубрика: Неизвестные герои рядом.


      Мне всегда очень жаль, что люди, которые пережили войну, так быстро от нас уходят. Вместе с ними уходит целая эпоха, где все чувства были яркими и сильными. Если честность - то кристальная, если мужество - то героическое, если любовь - то важнее хлеба. А ведь эти люди еще находятся рядом  с нами... И еще не поздно обратить на них внимание.

Я хочу рассказать Вам один  из эпизодов войны.

Эта история произошла в семье моей соседки Раисы     Владимировны.  (На первом своем фото - она крайняя справа). 
Рая родилась в 41 году, в белорусской деревне под Оршей.  Пятым ребенком в семье.  Отец уже был на фронте, и никаких сведений о нем не было.  А потом в деревню пришли немцы. Тогда многие молодые женщины остались одни  с малолетними детьми на руках. Нам сейчас трудно даже  представить, как можно было выжить. Но эти женщины не только кормили своих детей. Они выхаживали раненых, собирали еду и одежду для партизан под носом  у  немцев! Потому-то и горели в Белоруссии  целые деревни  вместе с жителями…
Мама Раечки, Надежда Устиновна, жила на самом  краю деревни.  Поэтому именно она осуществляла связь с партизанами, передавала сведения, продовольствие, медикаменты и т.д. Знала многих партизан  и их семьи…
Гестапо работало четко.  За  Надеждой Устиновной пришли в 43-м. Тогда ей было 30 лет.  Пятеро ребятишек, старшему из которых было 8, а младшенькой Раечке не было и 2 , остались совсем одни.  Но что пришлось пережить их матери…!
Допросы продолжались каждый день.  Но женщина молчала. Ее перевели в г. Борисов. И снова методично, день за днем измывались над женщиной.  11 месяцев женщина пробыла в тюрьме!
Ее тело было избито так, что в незаживающих открытых  ранах появились черви.
   Чтобы отбить тлетворный  запах, который мешал «работать» гестаповцам, женщину после пыток  стали  поливать солевым раствором. Видимо, эта новая пытка спасла ее от заражения крови. Но она никого не выдала. Из деревни больше не взяли никого, хотя она знала всех, кто был связан с партизанами. 
В 44 году, перед наступление наших,  гестапо зверствовало особенно.  Начались массовые расстрелы.  В начале мая 44 года  измученных, избитых, едва живых людей вывезли на расстрел. Стоя на самом краю леса,  мама Раи  решила бежать. Передали по цепочке. И рванулись в лес. Бежали больше 15 км. Бежавшей рядом женщине пулей оторвало пятку. Но она смогла добежать до партизан!!! Надежду Устиновну не задела ни одна пуля. Партизаны встретили уцелевших, оказали первую помощь и могли отправить на самолете в госпиталь… Но мать рвалась к детям…
Измученная, полуживая женщина  шла более 50 км в свою деревню.  Она боялась, что эти долгие 11 месяцев дети не переживут.  Политика немцев была такова: ни один из жителей деревни не мог взять в семью ребенка, мать которых была связана с партизанами. За это полагался расстрел!  Значит, пятеро малолетних детей ОСТАЛСЬ ОДНИ! Немцы рассчитывали, что детей настигнет неминуемая смерть от голода и холода.  Раиса Владимировна вспоминает, что старшие братья, 8 и 7 лет, уходили искать пропитание.  А младшие, 6-ти, 3-х и 2-х лет, каждый день ходили зимой на поля, чтобы найти в снегу гнилую картошку. Шестилетний брат вырезал дырки в своем школьном ранце, сажал туда маленькую голодную девочку и носил с собой.  Даже сейчас Раиса Владимировна помнит, как ее трясло в этом ранце, когда они убегали от немцев. Даже сейчас она помнит, как свистели пули, которые немцы ради  смеха пускали по ногам ребятишек.
И все же, под страхом смерти, соседи тайком ходили к детям и передавали еду. Делились последним: дровами, хлебом, кашей. И когда мама Раисы Владимировны  день за днем терпела нечеловеческие пытки,  спасая жизнь  односельчан, они под страхом смерти спасали жизнь ее детей.  Хотя каждый миг они боялись, что она не выдержит пыток, и за ними тоже придут.
Когда Надежда Устиновна пришла домой, в бритой наголо старухе с открытыми ранами на руках и лице, ее не узнали даже дети. Только маленькая Раечка, которая не могла помнить свою мать, протянула к ней ручки. Ей было все равно, как выглядит мама. А мама в свои 30 с небольшим лет выглядела на 70.
Прошли годы. Надежда Устиновна так и не дождалась мужа. Он пропал без вести. Дети все выросли. Надежда Устиновна умерла в 57 лет, подняв детей и дав им образование. 
Прошло почти 70 лет с момента окончания войны. Нам трудно даже представить себя на месте этих людей. А ведь те, кто совершал героические поступки, живут среди нас, это наши соседи, родители, дедушки и бабушки. И осознание того, что они сделали, позволяет нам приподняться над своими заботами и проблемами, услышать другого человека и хоть немного стать похожими на них.

Директор БФ "Спасение"
Бежанова Е.П.

наверх